Положение о наствничестве

MynnqunaJrbHoe 6ro4xernoe odqeo6pa3oBareJrb'oe yqpelr(AeHr.re
Maprrancr (,qalee - lloroxenue) n MEOy Mapruncxax
1.

OOLII pa:pa6orauo B coorBercrBr{e c:
- @egepalbHbm 3ar> or 29.12.2012
ro4a Nr 273-@3;
- PacuopxxeHl4eM MuunpocneqeHlr{ Poccrara or 25.12.2019 f. }ls P-145 (06
yrBepxAeHl{l4 MeroAoJIorrIIa (uenenofi nao4enra) HacraBHr4rrecrBa o6y.raroqzxcx Anfl
opraHl,I3allr.rft, ocyrUecrBntroqlax o6pasonarenbHyro Ae{TenbHocrb rro o6qeo6pa^:oBareJrbHbrM,
AoIIonHI4TeJIbHbIM o6rqeo6pa:oBareJlbHblM 14 [porpaMMaM cpeAHefo upoSeccuoHa,TbHofo
o6pa:onanzr, B ToM qt4cre c [pI,IMeHeHI4eM nyr{ruux [paKTHK o6uena orrbrroM MexrAy
o6yuarorquMr,rcr>;
- flucrruorr,r Muunpocneqeul{t Poccprz or 23.01.2020 N MP-42102 "O HaupanrreHrrtr
qenenofi MoAenv HacraBulirrecrBa u MeroALIqecKIlx peKoMeHAaIIufi" (nmecre c "Mero4[qecKl4Mr4
peKoMeHAarlvrflMr4 rlo BHeApeHI,In MeroAonornr,r (qenenofi nro4enra) HacraBHr4qecrBa
o6yraroqraxcx Ans. opranusaqraft, ocyqecrBnfirorqux o6pasonarenbHyro AeflTenbHocrb rro
o6rqeo6pa:oBareJrbHblM, AorIoJIHIrreJIbHbIM o6rqeo6pasoBareJrbHbrM r{ rrporpaMMaM cpeAHero
npo$eccnoHaJrbHoro o6pa:onaHLrfl, B ToM rrr,rcJre c [pr{MeHeHr,reM nyr{rrtfix npaKTkrK o6ueua
orrbrroM Mexly o6yuarorqutvruct") ;
Hacrosrqee rroJroxeHlle oflpeAenter rreJrrr, 3a1auv kr rroprAoK oprirrrr{3aur{u
HACTABHI,IqECTBA.

HacrannuqecrBo rlpeAcraBnser co6ofi $opruy nepe4ar{z orrbrra, 3*alufr,

$opuuponanrl.fl HaBbIKoB, KoM[erenquft, MeraKoMrreres{ufi Iz rreHHocreft uepe: He$opua,unoe
o 6u1eHrae, ocHoBaHHoe Ha AoBep wr u napr]slepcrne.
I{elxrran HacraBHr,rqecrBa rBJrglorcr :
oKa3aHLIe IOMOIIII{ pa6ornuxana n ux npoSeccrzoHaJrbnoM craHoBJreHHr4, npuo6pereHrzrz
npo(p ecczoHaJlbnbrx s:narrufi. I4 HaBbIKoB BbIrIonHeHr4{ AoJrxHocrnbx o6sgaHHocrefi :
aAailT ar\ufl B KOnneKTr.rBe ;
ngaurr,roo6oroqarcmee

BocnI4TaHI4e AI4cIInnJII4HI{poBaHHocru, rpe6oBaTeJrbHocrr4 K ce6e
B

u 3ar,ruTepecoBaHHocrr4

pe3yJrbTaTaxTpy4a;

ynyqmeH}Ie rloKa3areneft , o6yuaroqrlxct n o6pa:oearenruofi , Kynr,TypHoft , cuoprunuofi

a r{Hbx c$epax;

ynyqlregr{e lcr4xoJrorr4rrecKofo KJII{Mara n o6pa^gonarelruofi opfaHrz3au}rr4.

2. Организация наставничества
Реализуема форма программы наставничества:
- «учитель – учитель»;
Форма наставничества «учитель – учитель».
Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3
лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим
ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте
работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его
профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной
среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные
педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
- способствование формированию потребности заниматься анализом результатов
своей профессиональной деятельности;
- развитие интереса к методике построения и организации результативного учебного
процесса;
- ориентация начинающего педагога на творческое использование передового
педагогического опыта в своей деятельности;
- привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности в целях
его закрепления в образовательной организации;
- ускорение процесса профессионального становления педагога;
- формирование сообщества образовательной организации (как часть
педагогического).
Результаты:
- высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую
работу, культурную жизнь образовательной организации;
- усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и
педагогического потенциалов
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога
в данном коллективе (образовательной организации);
- рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований,
методических практик молодого специалиста.
Портрет участников.
Наставник.
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных
профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или
ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный
участник педагогического и/или школьного сообществ. Обладает лидерскими,
организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.
Наставляемый.
Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий
трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися,
другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в
процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление
о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.
Возможные варианты программы.
Вариации взаимодействия:
- «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для
приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков
(организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;

- взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий
проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий
язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной
помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;
- взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в рамках которого,
возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы»
овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;
- взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник», в рамках
которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету
(поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т. д.).
Формы взаимодействия:
- в рамках реализации программы повышения в рамках педагогических проектов
для реализации в образовательной организации: конкурсы, курсы, творческие мастерские,
школа молодого учителя, серия семинаров, разработка методического пособия.
Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до
одного года в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении
которого осуществляется наставничество.
Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта
наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в
отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, не может
превышать трех.
Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30
календарных дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом организации
или иным документом, предусмотренным локальными актами организации.
Замена наставника производится в следующих случаях:
прекращение трудового договора с наставником;
перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, на иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение
организации;
просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество;
неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей;
возникновение
иных
обстоятельств,
препятствующих
осуществлению
наставничества.
Срок наставничества, определенный приказом организации или иным
документом, предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в
случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного
отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
Наставничество прекращается до истечения срока, установленного приказом
организации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации, в
случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
обязанностей, предусмотренных настоящим Типовым положением.
Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем
его начальной подготовки и опытом работы наставник составляет индивидуальный план
прохождения наставничества (далее - индивидуальный план).

Индивидуальный план может включать:
мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями;
совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения
должностных обязанностей;
выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
практических заданий;
перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
другие мероприятия по наставничеству.
Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с
индивидуальным планом.
В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество.
В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении которого
осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения наставничества
и работе наставника, включая оценку деятельности наставника.
Результатами эффективной работы наставника считаются:
формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
практических навыков выполнения должностных обязанностей;
применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество,
рациональных и безопасных приемов и методов труда;
освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и иных
документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение
применять полученные теоретические знания при выполнении должностных обязанностей;
положительная мотивация к профессиональной, учебной и иным родам
деятельности и профессиональному и личностному развитию;
самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и
указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей.
В целях поощрения наставника за осуществление наставничества работодатель
вправе предусмотреть:
доплату, размер которой устанавливается локальными нормативными актами
организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
объявление благодарности, награждение почетной грамотой организации, вручение
ценного подарка;
внесение предложения о включении в кадровый резерв для замещения вышестоящей
должности;
внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;
материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные
локальными нормативными актами организации);
За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к
дисциплинарной ответственности.
3. Руководство наставничеством
Организация наставничества возлагается на директора БМАОУ СОШ № 11,
который осуществляет следующие функции:

определяет (предлагает) кандидатуры наставника;
определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество;
определяет (предлагает) срок наставничества;
утверждает индивидуальный план;
утверждает отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении
которого осуществлялось наставничество;
осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности закрепленного за
ним лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые
изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с
лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество;
вносит предложения о замене наставника;
вносит предложения о поощрении наставника;
обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов
по итогам наставничества.
4. Права и обязанности наставника
Наставник имеет право:
знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела лица или
получать информацию о лице отношении, которого осуществляется наставничество;
вносить предложения куратору о создании условий для совместной работы;
вносить предложения куратору и руководителю о поощрении, наложении
дисциплинарного взыскания на лицо, в отношении которого осуществляется
наставничество;
обращаться с заявлением к куратору и руководителю с просьбой о сложении с него
обязанностей наставника;
требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
выполнения указаний по вопросам, связанным с осуществлением данного рода
деятельности;
осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки
качества выполненной работы.
Наставник обязан:
руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и
локальных нормативных актов организации при осуществлении наставнической
деятельности;
способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств;
оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется наставничество,
в исполнении его обязанностей;
способствовать освоению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, практических приемов и способов качественного выполнения своих
должностных и учебных обязанностей, устранению допущенных ошибок;
передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество,
накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным
приемам, передовым и безопасным методам работы;
привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации;
воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу;
не реже 1 раза в месяц докладывать куратору и руководителю о результатах,
достигнутых в процессе осуществления наставничества.

5. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется
наставничества
Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
пользоваться имеющимся оборудованием, инструментами, материалами,
документами, литературой и иной инфраструктурой организации в целях исполнения своих
обязанностей и прохождения наставничества;
участвовать в составлении индивидуального плана;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными и
учебными обязанностями;
обращаться к куратору и руководителю с ходатайством о замене наставника.
Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты
организации и руководствоваться ими при исполнении должностных обязанностей;
выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в нем сроки;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления деятельности, полномочия и организацию работы в организации;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных и
учебных обязанностей;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе

Дорожная карта внедрения целевой модели
наставничества в МБОУ Марьинская ООШ
№
1.

Наименование
этапа
Подготовка
условий для
запуска
программы
наставничества.

Мероприятия
Изучение и
систематизация
имеющихся материалов
по проблеме
наставничества.

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1. Изучение
Распоряжения
министерства Сентябрь Директор,
2022 г
образования Российской Федерации № Р-145 от 25
декабря 2019 г. «Об утверждении методологии
(целевой) модели наставничества обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с
применением лучших практик обмена опытом
между обучающимися».
2. Ознакомление с шаблонами документов для
реализации целевой модели.
Подготовка
1. Издание Приказа о внедрении Целевой модели
Сентябрь- Директор, .
нормативной базы
наставничества.
октябрь
реализации Целевой
2. Разработка и утверждение Положения о
2022 г
модели наставничества
наставничестве.
3. Разработка и утверждение Целевой модели
наставничества.
4. Разработка и утверждение дорожной карты
внедрения системы наставничества.
5. Издание приказа о назначение куратора
внедрения Целевой модели наставничества.
Выбор форм и
1. Проведение мониторинга по
выявлению Сентябрь- Директор,
программ
предварительных запросов от потенциальных октябрь
наставничества исходя
наставляемых и о заинтересованных в
2022 г
из потребностей школы.
наставничестве.

2.

Формирование
базы
наставляемых

Информирование
родителей, педагогов,
обучающихся о
возможностях и целях
Целевой модели
наставничества
Сбор данных о
наставляемых

Формирование базы
наставляемых.
3.

Формирование
базы
наставников

Сбор данных о
наставниках.

Формирование базы
наставников

2. Проведение административного совещания по Сентябрь Заместитель
2022 г
вопросам
реализации
Целевой
модели
директора.
наставничества. Выбор форм и программ
наставничества.
3. Сформировать банк программы по двум формам
Октябрь Заместитель
наставничества «Учитель – учитель».
2022 г
директора.
1. Проведение педагогического совета.
Сентябрь- Директор,
2. Проведение родительских собраний.
октябрь Заместитель
3. Проведение классных часов.
2022 г
директора.
4. Информирование через страницу наставничества
на сайте школы.
1. Проведение анкетирования среди педагогов, Октябрь – Заместитель
желающих принять участие в программе
ноябрь
директора.
наставничества.
2022 г
2. Сбор дополнительной информации о запросах
наставляемых педагогов из личных дел, анализа
методической работы, рекомендаций аттестаций,
анализа анкет профстандарта.
1. Формирование базы данных наставляемых из
Октябрь – Заместитель
ноябрь
числа педагогов.
директора.
2022 г
1. Проведение анкетирования среди потенциальных
Октябрь Заместитель
2022 г
наставников, желающих принять участие в
директора.
программе наставничества.
2. Сбор согласий на сбор и обработку персональных
данных.
3. Проведение мероприятия (круглый стол) для
Сентябрь Директор,
информирования и вовлечения потенциальных
- октябрь Заместитель
2022 г
наставников.
директора.
1. Формирование базы данных наставников из числа
Заместитель
педагогов.
Сентябрь- директора.
октябрь

4.

Отбор и
обучение
наставников

5.

Формирование
наставнических
пар /
групп

2. Формирование базы данных наставников из числа
обучающихся.
1. Провести анализ базы наставников и выбрать
подходящих для конкретной программы.

2022 г

Выявление
Сентябрь Заместитель
- октябрь директора.
наставников, входящих
2022 г
в базу потенциальных
наставников.
Обучение наставников 1. Подготовить методические материалы для Сентябрь- Заместитель
для
работы
с
сопровождения наставнической деятельности.
октябрь директора.
2022 г
наставляемыми.
2. Издать приказ об организации обучения и Октябрь- Директор,
Заместитель
графиков обучения наставников.
ноябрь
директора.
2022г.
3. Организовать и провести обучение.
Ноябрь
Заместитель
2022 г
директора.
Отбор наставников и
1. Анализ заполненных анкет потенциальных Сентябрь- Заместитель
наставляемых.
наставников и сопоставление данных с анкетами
ноябрь
директора.
наставляемых.
2022 г
2. Организация групповой встречи наставников и
наставляемых.
3. Проведение
анкетирования
на
предмет
предпочитаемого наставника/наставляемого после
завершения групповой встречи.
4. Анализ анкет групповой встречи и соединение
наставников и наставляемых в пары/ группы.
Закрепление
1. Издание
приказа
«Об
утверждении Сентябрь- Директор
наставнических пар /
наставнических пар/групп».
октябрь
2022 г
групп
2. Составление планов индивидуального развития
Октябрь наставники
наставляемых,
индивидуальные
траектории
2022 г
обучения.
3. Организация психологического сопровождения 2022-2023 педагог – психолог
учебный
наставляемым, не сформировавшим пару или
год

6.

7.

Организация и
осуществление
работы
наставнических
пар /
групп

Завершение
наставничества

Организация комплекса
последовательных
встреч наставников и
наставляемых.

Организация текущего
контроля достижения
планируемых
результатов
наставниками.
Отчеты по итогам
наставнической
Программы.

Мотивация и
поощрения
наставников.

1. Проведение первой, организационной, встречи
наставника и наставляемого.
2. Проведение второй, пробной рабочей, встречи
наставника и наставляемого.
3. Проведение встречи-планирования рабочего
процесса в рамках программы наставничества с
наставником и наставляемым.
4. Регулярные встречи наставника и наставляемого.
5. Проведение заключительной встречи наставника
и наставляемого.
Анкетирование. Форматы анкет обратной связи для
промежуточной оценки.

1. Проведение
мониторинга
личной
удовлетворенности участием в программе
наставничества.
2. Проведение мониторинга качества реализации
программы наставничества.
3. Мониторинг и оценка влияния программ на всех
участников.
1. Приказ о поощрении участников наставнической
деятельности.
2. Благодарственные письма.
3. Издание приказа «О проведении итогового
мероприятия в рамках реализации целевой модели
наставничества»
4. Публикация
результатов
программы
наставничества, лучших наставников, информации
на сайте школы.

2022-2023 наставники
учебный
год

Январь
2023г.

Заместитель
директора.

Май
2023г.

Заместитель
директора.

Май
2023г.

Директор

Май 2023

Директор,
Заместитель
директора.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».