MynnqunaJrbHoe 6ro4xernoe odqeo6pa3oBareJrb'oe yqpelr(AeHr.re
Maprrancr (,qalee - lloroxenue) n MEOy Mapruncxax
1.
OOLII pa:pa6orauo B coorBercrBr{e c:
- @egepalbHbm 3ar> or 29.12.2012
ro4a Nr 273-@3;
- PacuopxxeHl4eM MuunpocneqeHlr{ Poccrara or 25.12.2019 f. }ls P-145 (06
yrBepxAeHl{l4 MeroAoJIorrIIa (uenenofi nao4enra) HacraBHr4rrecrBa o6y.raroqzxcx Anfl
opraHl,I3allr.rft, ocyrUecrBntroqlax o6pasonarenbHyro Ae{TenbHocrb rro o6qeo6pa^:oBareJrbHbrM,
AoIIonHI4TeJIbHbIM o6rqeo6pa:oBareJlbHblM 14 [porpaMMaM cpeAHefo upoSeccuoHa,TbHofo
o6pa:onanzr, B ToM qt4cre c [pI,IMeHeHI4eM nyr{ruux [paKTHK o6uena orrbrroM MexrAy
o6yuarorquMr,rcr>;
- flucrruorr,r Muunpocneqeul{t Poccprz or 23.01.2020 N MP-42102 "O HaupanrreHrrtr
qenenofi MoAenv HacraBulirrecrBa u MeroALIqecKIlx peKoMeHAaIIufi" (nmecre c "Mero4[qecKl4Mr4
peKoMeHAarlvrflMr4 rlo BHeApeHI,In MeroAonornr,r (qenenofi nro4enra) HacraBHr4qecrBa
o6yraroqraxcx Ans. opranusaqraft, ocyqecrBnfirorqux o6pasonarenbHyro AeflTenbHocrb rro
o6rqeo6pa:oBareJrbHblM, AorIoJIHIrreJIbHbIM o6rqeo6pasoBareJrbHbrM r{ rrporpaMMaM cpeAHero
npo$eccnoHaJrbHoro o6pa:onaHLrfl, B ToM rrr,rcJre c [pr{MeHeHr,reM nyr{rrtfix npaKTkrK o6ueua
orrbrroM Mexly o6yuarorqutvruct") ;
Hacrosrqee rroJroxeHlle oflpeAenter rreJrrr, 3a1auv kr rroprAoK oprirrrr{3aur{u
HACTABHI,IqECTBA.
HacrannuqecrBo rlpeAcraBnser co6ofi $opruy nepe4ar{z orrbrra, 3*alufr,
$opuuponanrl.fl HaBbIKoB, KoM[erenquft, MeraKoMrreres{ufi Iz rreHHocreft uepe: He$opua,unoe
o 6u1eHrae, ocHoBaHHoe Ha AoBep wr u napr]slepcrne.
I{elxrran HacraBHr,rqecrBa rBJrglorcr :
oKa3aHLIe IOMOIIII{ pa6ornuxana n ux npoSeccrzoHaJrbnoM craHoBJreHHr4, npuo6pereHrzrz
npo(p ecczoHaJlbnbrx s:narrufi. I4 HaBbIKoB BbIrIonHeHr4{ AoJrxHocrnbx o6sgaHHocrefi :
aAailT ar\ufl B KOnneKTr.rBe ;
ngaurr,roo6oroqarcmee
BocnI4TaHI4e AI4cIInnJII4HI{poBaHHocru, rpe6oBaTeJrbHocrr4 K ce6e
B
u 3ar,ruTepecoBaHHocrr4
pe3yJrbTaTaxTpy4a;
ynyqmeH}Ie rloKa3areneft , o6yuaroqrlxct n o6pa:oearenruofi , Kynr,TypHoft , cuoprunuofi
a r{Hbx c$epax;
ynyqlregr{e lcr4xoJrorr4rrecKofo KJII{Mara n o6pa^gonarelruofi opfaHrz3au}rr4.
2. Организация наставничества
Реализуема форма программы наставничества:
- «учитель – учитель»;
Форма наставничества «учитель – учитель».
Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3
лет) или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим
ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте
работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его
профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной
среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные
педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
- способствование формированию потребности заниматься анализом результатов
своей профессиональной деятельности;
- развитие интереса к методике построения и организации результативного учебного
процесса;
- ориентация начинающего педагога на творческое использование передового
педагогического опыта в своей деятельности;
- привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности в целях
его закрепления в образовательной организации;
- ускорение процесса профессионального становления педагога;
- формирование сообщества образовательной организации (как часть
педагогического).
Результаты:
- высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую
работу, культурную жизнь образовательной организации;
- усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и
педагогического потенциалов
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога
в данном коллективе (образовательной организации);
- рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований,
методических практик молодого специалиста.
Портрет участников.
Наставник.
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных
профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или
ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный
участник педагогического и/или школьного сообществ. Обладает лидерскими,
организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.
Наставляемый.
Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий
трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися,
другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в
процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление
о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.
Возможные варианты программы.
Вариации взаимодействия:
- «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для
приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков
(организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
- взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий
проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти общий
язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной
помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;
- взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в рамках которого,
возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы»
овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;
- взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник», в рамках
которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету
(поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т. д.).
Формы взаимодействия:
- в рамках реализации программы повышения в рамках педагогических проектов
для реализации в образовательной организации: конкурсы, курсы, творческие мастерские,
школа молодого учителя, серия семинаров, разработка методического пособия.
Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до
одного года в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении
которого осуществляется наставничество.
Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта
наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в
отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, не может
превышать трех.
Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30
календарных дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом организации
или иным документом, предусмотренным локальными актами организации.
Замена наставника производится в следующих случаях:
прекращение трудового договора с наставником;
перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, на иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение
организации;
просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество;
неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей;
возникновение
иных
обстоятельств,
препятствующих
осуществлению
наставничества.
Срок наставничества, определенный приказом организации или иным
документом, предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в
случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного
отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
Наставничество прекращается до истечения срока, установленного приказом
организации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации, в
случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
обязанностей, предусмотренных настоящим Типовым положением.
Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем
его начальной подготовки и опытом работы наставник составляет индивидуальный план
прохождения наставничества (далее - индивидуальный план).
Индивидуальный план может включать:
мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями;
совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения
должностных обязанностей;
выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
практических заданий;
перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
другие мероприятия по наставничеству.
Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с
индивидуальным планом.
В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество.
В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении которого
осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения наставничества
и работе наставника, включая оценку деятельности наставника.
Результатами эффективной работы наставника считаются:
формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
практических навыков выполнения должностных обязанностей;
применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество,
рациональных и безопасных приемов и методов труда;
освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов и иных
документов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение
применять полученные теоретические знания при выполнении должностных обязанностей;
положительная мотивация к профессиональной, учебной и иным родам
деятельности и профессиональному и личностному развитию;
самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и
указаний, связанных с выполнением должностных обязанностей.
В целях поощрения наставника за осуществление наставничества работодатель
вправе предусмотреть:
доплату, размер которой устанавливается локальными нормативными актами
организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
объявление благодарности, награждение почетной грамотой организации, вручение
ценного подарка;
внесение предложения о включении в кадровый резерв для замещения вышестоящей
должности;
внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;
материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные
локальными нормативными актами организации);
За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к
дисциплинарной ответственности.
3. Руководство наставничеством
Организация наставничества возлагается на директора БМАОУ СОШ № 11,
который осуществляет следующие функции:
определяет (предлагает) кандидатуры наставника;
определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество;
определяет (предлагает) срок наставничества;
утверждает индивидуальный план;
утверждает отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении
которого осуществлялось наставничество;
осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности закрепленного за
ним лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые
изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в
отношении которого осуществляется наставничество;
проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с
лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество;
вносит предложения о замене наставника;
вносит предложения о поощрении наставника;
обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов
по итогам наставничества.
4. Права и обязанности наставника
Наставник имеет право:
знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела лица или
получать информацию о лице отношении, которого осуществляется наставничество;
вносить предложения куратору о создании условий для совместной работы;
вносить предложения куратору и руководителю о поощрении, наложении
дисциплинарного взыскания на лицо, в отношении которого осуществляется
наставничество;
обращаться с заявлением к куратору и руководителю с просьбой о сложении с него
обязанностей наставника;
требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
выполнения указаний по вопросам, связанным с осуществлением данного рода
деятельности;
осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки
качества выполненной работы.
Наставник обязан:
руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и
локальных нормативных актов организации при осуществлении наставнической
деятельности;
способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств;
оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется наставничество,
в исполнении его обязанностей;
способствовать освоению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, практических приемов и способов качественного выполнения своих
должностных и учебных обязанностей, устранению допущенных ошибок;
передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество,
накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным
приемам, передовым и безопасным методам работы;
привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации;
воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу;
не реже 1 раза в месяц докладывать куратору и руководителю о результатах,
достигнутых в процессе осуществления наставничества.
5. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется
наставничества
Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
пользоваться имеющимся оборудованием, инструментами, материалами,
документами, литературой и иной инфраструктурой организации в целях исполнения своих
обязанностей и прохождения наставничества;
участвовать в составлении индивидуального плана;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными и
учебными обязанностями;
обращаться к куратору и руководителю с ходатайством о замене наставника.
Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты
организации и руководствоваться ими при исполнении должностных обязанностей;
выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в нем сроки;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления деятельности, полномочия и организацию работы в организации;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных и
учебных обязанностей;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе
Дорожная карта внедрения целевой модели
наставничества в МБОУ Марьинская ООШ
№
1.
Наименование
этапа
Подготовка
условий для
запуска
программы
наставничества.
Мероприятия
Изучение и
систематизация
имеющихся материалов
по проблеме
наставничества.
Содержание деятельности
Сроки
Ответственные
1. Изучение
Распоряжения
министерства Сентябрь Директор,
2022 г
образования Российской Федерации № Р-145 от 25
декабря 2019 г. «Об утверждении методологии
(целевой) модели наставничества обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с
применением лучших практик обмена опытом
между обучающимися».
2. Ознакомление с шаблонами документов для
реализации целевой модели.
Подготовка
1. Издание Приказа о внедрении Целевой модели
Сентябрь- Директор, .
нормативной базы
наставничества.
октябрь
реализации Целевой
2. Разработка и утверждение Положения о
2022 г
модели наставничества
наставничестве.
3. Разработка и утверждение Целевой модели
наставничества.
4. Разработка и утверждение дорожной карты
внедрения системы наставничества.
5. Издание приказа о назначение куратора
внедрения Целевой модели наставничества.
Выбор форм и
1. Проведение мониторинга по
выявлению Сентябрь- Директор,
программ
предварительных запросов от потенциальных октябрь
наставничества исходя
наставляемых и о заинтересованных в
2022 г
из потребностей школы.
наставничестве.
2.
Формирование
базы
наставляемых
Информирование
родителей, педагогов,
обучающихся о
возможностях и целях
Целевой модели
наставничества
Сбор данных о
наставляемых
Формирование базы
наставляемых.
3.
Формирование
базы
наставников
Сбор данных о
наставниках.
Формирование базы
наставников
2. Проведение административного совещания по Сентябрь Заместитель
2022 г
вопросам
реализации
Целевой
модели
директора.
наставничества. Выбор форм и программ
наставничества.
3. Сформировать банк программы по двум формам
Октябрь Заместитель
наставничества «Учитель – учитель».
2022 г
директора.
1. Проведение педагогического совета.
Сентябрь- Директор,
2. Проведение родительских собраний.
октябрь Заместитель
3. Проведение классных часов.
2022 г
директора.
4. Информирование через страницу наставничества
на сайте школы.
1. Проведение анкетирования среди педагогов, Октябрь – Заместитель
желающих принять участие в программе
ноябрь
директора.
наставничества.
2022 г
2. Сбор дополнительной информации о запросах
наставляемых педагогов из личных дел, анализа
методической работы, рекомендаций аттестаций,
анализа анкет профстандарта.
1. Формирование базы данных наставляемых из
Октябрь – Заместитель
ноябрь
числа педагогов.
директора.
2022 г
1. Проведение анкетирования среди потенциальных
Октябрь Заместитель
2022 г
наставников, желающих принять участие в
директора.
программе наставничества.
2. Сбор согласий на сбор и обработку персональных
данных.
3. Проведение мероприятия (круглый стол) для
Сентябрь Директор,
информирования и вовлечения потенциальных
- октябрь Заместитель
2022 г
наставников.
директора.
1. Формирование базы данных наставников из числа
Заместитель
педагогов.
Сентябрь- директора.
октябрь
4.
Отбор и
обучение
наставников
5.
Формирование
наставнических
пар /
групп
2. Формирование базы данных наставников из числа
обучающихся.
1. Провести анализ базы наставников и выбрать
подходящих для конкретной программы.
2022 г
Выявление
Сентябрь Заместитель
- октябрь директора.
наставников, входящих
2022 г
в базу потенциальных
наставников.
Обучение наставников 1. Подготовить методические материалы для Сентябрь- Заместитель
для
работы
с
сопровождения наставнической деятельности.
октябрь директора.
2022 г
наставляемыми.
2. Издать приказ об организации обучения и Октябрь- Директор,
Заместитель
графиков обучения наставников.
ноябрь
директора.
2022г.
3. Организовать и провести обучение.
Ноябрь
Заместитель
2022 г
директора.
Отбор наставников и
1. Анализ заполненных анкет потенциальных Сентябрь- Заместитель
наставляемых.
наставников и сопоставление данных с анкетами
ноябрь
директора.
наставляемых.
2022 г
2. Организация групповой встречи наставников и
наставляемых.
3. Проведение
анкетирования
на
предмет
предпочитаемого наставника/наставляемого после
завершения групповой встречи.
4. Анализ анкет групповой встречи и соединение
наставников и наставляемых в пары/ группы.
Закрепление
1. Издание
приказа
«Об
утверждении Сентябрь- Директор
наставнических пар /
наставнических пар/групп».
октябрь
2022 г
групп
2. Составление планов индивидуального развития
Октябрь наставники
наставляемых,
индивидуальные
траектории
2022 г
обучения.
3. Организация психологического сопровождения 2022-2023 педагог – психолог
учебный
наставляемым, не сформировавшим пару или
год
6.
7.
Организация и
осуществление
работы
наставнических
пар /
групп
Завершение
наставничества
Организация комплекса
последовательных
встреч наставников и
наставляемых.
Организация текущего
контроля достижения
планируемых
результатов
наставниками.
Отчеты по итогам
наставнической
Программы.
Мотивация и
поощрения
наставников.
1. Проведение первой, организационной, встречи
наставника и наставляемого.
2. Проведение второй, пробной рабочей, встречи
наставника и наставляемого.
3. Проведение встречи-планирования рабочего
процесса в рамках программы наставничества с
наставником и наставляемым.
4. Регулярные встречи наставника и наставляемого.
5. Проведение заключительной встречи наставника
и наставляемого.
Анкетирование. Форматы анкет обратной связи для
промежуточной оценки.
1. Проведение
мониторинга
личной
удовлетворенности участием в программе
наставничества.
2. Проведение мониторинга качества реализации
программы наставничества.
3. Мониторинг и оценка влияния программ на всех
участников.
1. Приказ о поощрении участников наставнической
деятельности.
2. Благодарственные письма.
3. Издание приказа «О проведении итогового
мероприятия в рамках реализации целевой модели
наставничества»
4. Публикация
результатов
программы
наставничества, лучших наставников, информации
на сайте школы.
2022-2023 наставники
учебный
год
Январь
2023г.
Заместитель
директора.
Май
2023г.
Заместитель
директора.
Май
2023г.
Директор
Май 2023
Директор,
Заместитель
директора.